Прогнозируемый Минстроем РФ в 2018 году рост темпов жилищного строительства потребует больших объемов качественных стройматериалов. И в первую очередь – цемента. Но надежность фундаментов, железобетонных конструкций и сооружений - под большим вопросом, если для их изготовления используется цемент неустановленного качества. В 2016 году доля такого сырья в общем объеме потребления цемента в РФ достигла 16 процентов, а ущерб госбюджету и хозяйствующим субъектам - 36,5 миллиарда рублей. Откуда берется контрафакт и какие меры борьбы с его оборотом принимают сегодня в Сибири?
- Производство цемента – это сложнейшая химическая технология, требующая соответствующего оборудования и специалистов, а значит недобросовестные поставщики чаще всего «разбавляют» уже готовый заводской продукт разными минеральными добавками – золами и шлаками неизвестного происхождения, - напоминает доктор технических наук, профессор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Иван Себелев. – В результате изменяются однородность, прочность, морозостойкость и другие характеристики сырья, от которых зависит и его качество, и характер воздействия на здоровье человека: от аллергии, химического отравления и ожогов до радиационной опасности.
По словам первого вице-президента АО «ХК «Сибцем» Геннадия Рассказова, регионы-лидеры по распространению некачественного цемента – Алтайский край, Омская и Новосибирская области. Пик продаж приходится на «высокий» строительный сезон.
- Применение некачественной продукции ведет к возникновению серьёзных дефектов конструкций – от растрескивания и преждевременного ветшания до внезапного обрушения, - подчеркивает президент Ассоциации строителей России Николай Кошман. – Производители контрафакта, используя некачественные компоненты и нарушая технологию изготовления цемента, добиваются значительного снижения себестоимости своего товара. Это позволяет им продавать продукцию по демпинговым ценам, с которыми не могут конкурировать цементники, выпускающие стройматериалы в строгом соответствии с требованиями государственных стандартов. В сегодняшних условиях застройщики, вынужденные возводить объекты в режиме жесткой экономии средств и ресурсов, все чаще выбирают дешевые некачественные цементы.
Ситуацию усугубляет активный ввоз импорта. Так, по данным аналитиков, поставки цемента из Казахстана (где, как и в других странах ЕвразЭС, наблюдается избыток производственных мощностей) за последние два года выросли с шести до 210 тысяч тонн!
- Таможенные органы не проверяют сертификаты соответствия на цемент, ввозимый в Россию из стран таможенного союза. В этом случае продукция не перемещается через таможенную границу и поэтому не подлежит декларированию. Однако были случаи, когда из стран таможенного союза ввозили несертифицированный цемент, – отмечает Геннадий Рассказов.
Введение в России с марта 2016-го обязательной сертификации цементов позволило за один год снизить незаконный оборот цемента на 2,4 млн тонн или на 24 % и сократить размеры ущерба хозяйствующим субъектам и госбюджету с 44,5 миллиарда до 36,4 миллиарда рублей. Вместе с тем ситуация в отрасли продолжает оставаться сложной. Причиной данного факта является то, что сертификаты соответствия зачастую выдаются недобросовестными органами по сертификации.
- Доля незаконно выданных сертификатов соответствия составила 20% от объема выданных за год, 52 из 380 выданных сертификатов были аннулированы, - сообщила член Экспертного совета при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции от НО «Союзцемент» Наталья Кожина. – Это доказывает, что законодательство в области аккредитации несовершенно, оно не способно защитить отрасль от недобросовестных производителей и органов сертификации. Только 4 из 23 таких органов сегодня обслуживают цементную отрасль в соответствии со всеми нормами.
- Контрафактом часто торгуют небольшие предприятия, имеющие собственное фасовочное оборудование, и государственная политика либерализации по отношению к мелкому и среднему бизнесу, увы, приводит к тому, что деятельность таких организаций никто не может пресечь, - отмечает первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Валерий Бодренков. – Скажем, в Новосибирской области мошенники пытаются сбыть продукцию, расфасованную с грубейшими нарушениями в 50-килограммовые бумажные мешки. Любой продавец сегодня может заказать такой мешок по собственному макету (в том числе копирующему фирменный дизайн) и с любой маркировкой, соответствие которой ГОСТу изготовитель тары проверять не обязан.
По самым скромным оценкам экспертов, в общем объеме потребления цемента в СФО доля цемента неустановленного качества составляет около 150 тыс. тонн. Ведущие игроки легального рынка вносят свой вклад в борьбу с распространением фальсификата.
- В прошлом году в СФО специалисты нашего холдинга выявили 85 нарушений, связанных с реализацией несертифицированного, контрафактного цемента. Мы провели 28 контрольных закупок тарированной продукции и направили обращения в различные государственные органы. Однако к административной ответственности привлечено лишь 13 юридических и физических лиц. Остальным удалось избежать наказания. Основная причина – проблемы, связанные с фактическим исполнением требований закона со стороны органов власти, - убежден Геннадий Рассказов.
Привлечь нарушителей к ответу не позволяют особенности и противоречия действующего законодательства. Это касается оснований для проведения внеплановых проверок. Роспотребнадзор и Ростандарт, планируя проверку, согласовывают действия с прокуратурой, уведомляя организацию за сутки. В итоге контролеры, приходя на объект, не находят там каких-либо улик. Более того, инициаторы проверки, а зачастую и сами проверяющие, нередко вынуждены оправдываться за свои якобы необоснованные подозрения.
Эксперты и участники рынка предлагают пересмотреть ряд правовых норм, препятствующих эффективной борьбе с оборотом некачественного цемента. В частности, федерального закона №294, административных регламентов Росстандарта, Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы. Кроме того, необходимо ужесточить ответственность за нарушение требований технических регламентов и ГОСТов на цемент, обязательных к применению. Штрафы для нарушителей нельзя заменять административными предупреждениями. А контрафакт должен подлежать обязательной конфискации.